Тормозная система автомобиля служит для полной остановки или регулируемого сброса скорости. Состоит из ряда компонентов: тормозные колодки, диски, барабаны, цилиндры, приводы. Торможение во время движения обеспечивает рабочая система, а удержание при остановке – стояночная система. Существует также аварийная система торможения, которая начинает действовать при нарушениях в работе основной системы.
Нет необходимости уверять в опасности поломок тормозной системы. Износ неизбежен в любом автомобиле. Проверить, отрегулировать или заменить испорченные детали сможет только специалист. Требования к тормозным системам регламентируются ГОСТом и международными правилами (Правила №13 ЕЭК ООН).
На современных автомобилях тормозные системы основаны на принципе силы трения: неподвижная деталь взаимодействует с подвижной. Например, тормозные колодки трутся об барабан, или тормозной диск. Поэтому тормозные системы можно назвать колодочными, а их разделить на колодочно-дисковые и колодочно-барабанные.
Барабанные системы чаще устанавливают на задние колеса, т.к. дисковые признаны более эффективными. Конструктивные особенности дисковой системы торможения позволяют работать в высоком температурном режиме. Для отвода тепла от рабочих поверхностей при трении используются вентилируемые диски. Большая величина диска позволяет разместить ребра жесткости и обеспечить тем самым принудительную циркуляцию воздуха внутри системы. При работе образуется центробежная сила, которая заставляет воздух направляться от центра к краям диска и охлаждать его. Для того, чтобы избежать закипания тормозной жидкости при работе, используются пустотелые поршни и термоизолирующие накладки на колодки.
Тормозная жидкость передает давление от главного цилиндра на колесные цилиндры, которые тормозят движение. Качество тормозной жидкости влияет на скорость торможения, т.е. тормозной путь автомобиля. Жидкость должна отвечать некоторым требованиям. Рабочая температура при торможении в тормозных колодках достигает 1500С, следовательно тормозная жидкость должна работать в широком температурном диапазоне: от минус 30 (температура зимой) до плюс 150 градусов при работе тормозной системы. Тормозная система состоит из множества устройств и деталей, в том числе состоящих из резины, поэтому тормозная жидкость не должна вступать во взаимодействие с ними и тем более не разрушать их целостность. Для внутренних тормозных цилиндров жидкость должна выполнять функцию смазки. А также важным свойством жидкости является стабильность всех свойств в любых условиях эксплуатации.
На современных автомобилях различных марок устанавливаются устройства, которые повышают эффективность тормозной системы. Это усилитель тормозов, антиблокировочная система, усилитель экстренного торможения и т.д. Антиблокировочная система (АБС) это ряд компонентов, призванных вне зависимости от действий водителя в критической ситуации торможения предотвратить блокировку колес. На сухой дороге АБС позволяет уменьшить тормозной путь автомобиля на 20%, а на снегу, мокром асфальте, льду эта цифра будет ещё больше. При резком нажатии на педаль тормоза, система торможения может сработать не на всех колесах и попросту заблокировать одно из них. Опасна такая ситуация тем, что блокированное колесо не позволит управлять автомобилем, а будет скользить и нести по инерции в заданном направлении. Управляемость машины с АБС сохранится, значит Вы сможете управлять тормозящим автомобилем и объехать препятствие если не успеваете остановиться и избежать заноса. Электронные системы АБС редко отказывают или не срабатывают, т.к. защищены предохранителями и реле. Если такое все же произошло, то скорее всего система неправильно эксплуатировалась.
Работа современной тормозной системы организована по независимым контурам. При выходе из строя одного из элементов системы, его функции может выполнять другой контур. Однако состояние тормозной системы крайне важно для безопасности водителя и окружающих. Следует регулярно проходить профилактические осмотры и незамедлительно обратиться в автосервис если обнаружен один из признаков неполадок в тормозной системе.
- Увеличенный ход педали, т.е. из-за сильного износа тормозных колодок, педаль практически не встречает сопротивления при нажатии и легко воспринимает давление. Такой признак «мягкой» педали говорит о том, что необходимо заменить колодки, устранить течь тормозной жидкости, удалить воздух из гидравлической системы.
- Увод автомобиля в сторону при торможении свидетельствует о выходе из строя одного из колесных цилиндров, износа колодок или замасливания накладок. Необходимо промыть загрязненные колодки, заменить вышедший из строя колесный цилиндр и тормозные колодки.
- Шум и вибрация при использовании тормозной системы – явный признак загрязнения механизмов и чрезмерного износа накладок в тормозных колодках. Требуется замена вышедших из работы частей и промывка колодок.
Диагностику и ремонт тормозной системы – вы можете сделать в нашем автосервисе.